Иностранные авиационные и ракетные двигатели. / Под ред. Г.В.Скворцова. Институт им. П.И.Баранова, 1964, с.116-119. RU 2145670 C1, 20.02.2000. RU 2229613 C1, 27.05.2004. JP 8-109926 А, 30.04.1996. ЕР 0886061 В1, 08.10.2003. US 5484105 A, 16.01.1996.
Имя заявителя:
Алексеенко Александр Федорович (RU), Артамонов Тимофей Юрьевич (RU), Алексеенко Андрей Сергеевич (RU)
Изобретатели:
Алексеенко Александр Федорович (RU) Артамонов Тимофей Юрьевич (RU) Алексеенко Андрей Сергеевич (RU)
Патентообладатели:
Алексеенко Александр Федорович (RU) Артамонов Тимофей Юрьевич (RU) Алексеенко Андрей Сергеевич (RU)
Реферат
Изобретение относится к авиастроительной технике, в частности к авиадвигателестроению. Турбореактивный двигатель содержит низко- и высоконапорный компрессоры, камеры сгорания с фронтовыми устройствами, смеситель лепесткового типа и реактивное сопло в виде моноблока. Смеситель выполнен с бандажным кольцом, подключенным по периферии кольца на выходе к соплу. Сопло выполнено из продольных пластин, заключенных в корпус, который посредством переходника закреплен к бандажному кольцу. В корпусе размещены исполнительные механизмы углового-радиального перемещения сопла и радиально-диаметрального перемещения его пластин. В состав первого входят два кольца-водила, подвижно сопрягающиеся друг с другом по диаметральной плоскости. Каждое из них базируется в кольцевом выступе корпуса и снабжено по периферии зубчатым венцом, связанным кинематически посредством вала-шестерни с сервоприводом. Внутренняя сферическая поверхность колец-водил выполнена как одна базовая и сопрягается с поверхностью кулачка-кольца. Каждое из колец-водил по диаметральному сопряжению снабжено через 90° двумя оппозитно закрепленными приводными пальцами, которые входят своими выступами бочкообразной формы в приводные пазы кулачка-кольца, на внутренней поверхности которого в гнездах цилиндрической формы с возможностью радиального поворота установлены, по меньшей мере, восемь пальцев с проушинами, посредством которых они связаны кинематически с ведомыми пластинами. Оси проушин совпадают с плоскостью разъема колец-водил. В состав второго механизма входит кольцевой пневмоцилиндр, закрепленный посредством шпилек к торцу кулачка-кольца. Штоки пневмоцилиндра по окружности кинематически связаны с ведущими пластинами и со стороны выхода снабжены штифтами-водилами. Ведомые пластины выполнены с приводными пазами. Боковые стороны ведомых пластин и сопрягающиеся с ними ведущие пластины выполнены с общим уклоном боковых сторон в угол 68° от оси шарнирного соединения с пальцами с проушинами кулачка-кольца в стороны входа и выхода, с гарантированным перекрытием пазами ведомых пластин боковых торцов ведущих пластин при формировании максимального диаметра выхлопного торца сопла. Снаружи кольцевой пневмоцилиндр со штоками, муфтами и толкателями закрыт корсетной лепестковой обоймой цангообразного вида, лепестки которой подвижно в контактно-скользящем режиме сопрягаются с пластинами сопла в зоне выхода. Изобретение позволяет повысить эксплуатационные характеристики двигателя. 7 ил.