US 6298658 B1, 09.10.2001. FR 1197700 A, 02.12.1959. US 4018384 A, 19.04.1977. RU 2126904 C1, 27.02.1999. US 3740003 A, 19.06.1973. GB 749560 A, 30.05.1956.
Имя заявителя:
Российская Федерация в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России ) (RU)
Изобретатели:
Кехваянц Валерий Григорьевич (RU)
Патентообладатели:
Российская Федерация в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России ) (RU)
Реферат
Способ управления вектором тяги реактивного двигателя заключается в повышении давления на боковой поверхности сопла путем поперечного вдува газа в его сверхзвуковую часть и понижении давления на противолежащей поверхности для увеличения управляющей силы. Понижение давления осуществляют путем отсоса газа, а отсасываемый газ используют для поперечного вдува. Для вдува и отсоса газа используют симметрично расположенные насадки с косым или ступенчатым срезом выходного сечения, являющиеся продолжением основной части сверхзвукового сопла. Вдув осуществляют на поверхности одного насадка, а понижение давления - на поверхности противолежащего насадка и основной части сопла, причем для изменения направления действия управляющей силы вдув и отсос осуществляют попеременно с поверхности любого насадка. Другое изобретение группы относится к сверхзвуковому соплу реактивного двигателя с управляемым вектором тяги с отверстиями для вдува и отсоса газа на внутренней поверхности, содержащему устройство для вдува и отсоса газа и насадки с косым или ступенчатым срезом выходного сечения. Устройство для вдува и отсоса газа соединено трубками с соответствующими отверстиями и снабжено регулирующими клапанами. Насадки симметрично расположены относительно оси сопла и включают круглые отверстия для отсоса газа и расположенные рядами на краю насадков прямоугольные отверстия для вдува газа. Большая сторона прямоугольных отверстий перпендикулярна оси сопла, а круглые отверстия для отсоса газа дополнительно расположены на основной части сопла. Группа изобретений позволяет увеличить управляющие силы в сверхзвуковом сопле реактивного двигателя. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.